Датские исследователи обнаружили, что использование интернета усугубляет социальное неравенство: в то время как более образованные и финансово обеспеченные люди используют сеть для саморазвития и обогащения, другие пользуется интернетом в основном для общения и развлечений, что приводит к своеобразному расслоению пользователей Всемирной паутины и появлению «информационной элиты».
Цифровое неравенство — это отсутствие равного доступа населения к услугам современных коммуникаций. То есть ситуация, когда часть общества, к примеру, имеет доступ интернету, а другая часть – нет, что автоматически ставит пользователей сети в более выгодное положение, усугубляя социальное неравенство.
Как выяснили датские ученые из Университета Твенте, в странах, где доступ к интернету уже практически повсеместен, социальное неравенство проявляет себя с новой, довольно неожиданной стороны.
Речь идет о том, как люди пользуются Всемирной паутиной. Изначально всем казалось, что из-за того, что доступ к полезной информации стал мгновенным, а налаживать контакты стало легче, чем когда-либо, интернет снизит социальное неравенство.
Судя по результатам нового исследования, все оказалось ровно наоборот. Испытуемых, среди которых были представители самых различных социальных групп Дании, спрашивали, для чего они чаще всего используют сеть. Предложено было 7 типов активностей – поиск информации, чтение новостей, саморазвитие, онлайн-покупки и продажи, общение, проведение досуга, а также компьютерные игры.
Выяснилось, что люди с высшим образованием и высоким уровнем дохода чаще используют интернет для саморазвития и улучшения своего социального статуса, чем группы с более низким уровнем дохода или не столь впечатляющим образованием, которые используют Всемирную паутину в основном для общения, сетевой коммерции, проведения досуга и компьютерных игр.
Также ученые обнаружили, что более образованные участники опроса демонстрировали более высокий уровень владения компьютером – другими словами, они лучше знали, как и где находить нужную информацию, в сравнении с теми, кто был менее образован.
С годами эта тенденция только растет, отмечают ученые. За 2010-2013 годы хорошо образованные люди стали чаще использовать интернет для саморазвития (сюда относятся онлайн-курсы, чтение большого количества новостей и поиск полезной информации), в то время как менее образованные респонденты все больше склонны пользоваться сетью в развлекательных целях.
Появляется ситуация, в которой интернет, призванный устранить социальное неравенство, лишь усугубляет его и приводит к появлению «информационных элит», которые по своим характеристикам – образованию, уровню дохода – поразительно напоминают классические социальные элиты. Этот тренд, отмечают ученые, требует дальнейших исследований.
Статья ученых была опубликована в журнале Telematics and Informatics.