Результаты нового исследования показали: если вы хотите лучше усваивать нужную информацию в долгосрочной перспективе, лучше делать заметки от руки.
Психологов натолкнула на подобное исследование проблема с запоминанием заметок, сделанных на ноутбуке. Пэм Мюллер, психолог из Принстонского университета, считает, что для запоминания гораздо полезнее писать ручкой на бумаге, а не делать записи в ноутбуке. Соавтор исследования, Дэниел Оппенгеймер тоже пришел к таким выводам. «Дэниел сообщил о своем опыте в ходе заседания кафедры: он делал заметки на своем компьютере, а затем осознал, что совсем не понял, что же выступающий хотел сказать», — рассказал Мюллер о своем коллеге.
Они задались целью проверить свои предположения с помощью науки. 65 студентов смотрели TED-лекции на разнообразные темы (с всемирно известной ежегодной конференции, проходящей в США), а затем должны были ответить на вопросы о том, что они узнали (Мюллер и Оппенгеймер, 2014).
Вопросы, которые были заданы спустя 30 минут после просмотра видео, делились на две категории:
Факты: например, «Сколько лет назад возникла Индская цивилизация?».
Концептуальная составляющая: например, «Как Япония и Швеция отличаются по своим подходам к равенству в рамках своих обществ?».
Что касается фактов, то было обнаружено лишь небольшое различие в их запоминании, независимо от способа написания пометок. Большая разница оказалась в том, что люди поняли из лекции в концептуальном плане. В частности, оказалось, что значительную долю концептуальной информации помогли им запомнить записи, сделанные ручкой на бумаге.
Причина этой разницы сводится к психическим процессам, участвующим в «делании» записей в ноутбуке и на бумаге
Во время письма ручкой, вероятно, наш мозг более задействован в той информации, которую мы слышим, в то время как при печатании зачастую мы просто дословно пишем то, что слышим. Вполне возможно, что запись от руки требует от нас большей обработки услышанной информации, чем ноутбук, заставляя нас выбирать более важную информацию для заметок, что позволяет более эффективно «перерабатывать» контент.
Пэм Мюллер заключает с предупреждением: «Наши новые результаты показывают, что даже тогда, когда ноутбуки используются по назначению — а не для совершения покупок во время занятий — они все равно могут вредить успеваемости».
Если вы все же хотите делать заметки на вашем ноутбуке, для вас есть совет: записывая, пытайтесь осознать, что говорит спикер, а не стенографировать фразы или предложения дословно