Предлагаемый вам тест опросник взят из книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Как считает автор книги психолог Джон Готтман, чтобы стать хорошими родителями, нужно начинать с самоанализа.
Пройдите тест, который поможет понять, какого стиля воспитания вы придерживаетесь. В конце теста приводится описание четырех стилей воспитания и пояснение, какое влияние эти стили оказали на детей, принимавших участие в исследовании. Наиболее выигрышным при воспитании ребенка, как убежден Дж. Готтман, является стиль эмоциональный воспитатель: «Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем, — того поведения, которое я и мои коллеги обнаружили, наблюдая за здоровыми, хорошо функционирующими семьями. Эти семьи мы можем назвать эмоционально интеллигентными. Я считаю, что почти все мамы или папы могут стать эмоциональными воспитателями, но многим из них придется преодолеть определенные препятствия. Одним из препятствий может стать привычное отношение к эмоциям, принятое в тех домах, где они выросли. Помешать может и недостаток навыков, позволяющих выслушивать своих детей. Эти трудности могут не дать им стать теми сильными матерями и отцами, опорой для детей, которыми они хотят быть…»
Инструкция.
В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях — грусти, страхе и гневе, которые испытываете вы и ваши дети. Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Постарайтесь ответить на все вопросы (П = Правильно, Н = Неправильно).
Тестовый материал.
1. На самом деле у детей мало поводов для грусти. П Н
2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально. П Н
3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели. П Н
4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв. П Н
5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести. П Н
6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным. П Н
7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль. П Н
8. Гнев является опасным состоянием. П Н
9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой. П Н
10. Гнев обычно означает агрессию. П Н
11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего. П Н
12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально. П Н
13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней. П Н
14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго. П Н
15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные. П Н
16. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы. П Н
17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами. П Н
18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить. П Н
19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни. П Н
20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника. П Н
21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения. П Н
22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание. П Н
23. Гнев — это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить. П Н
24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания. П Н
25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность. П Н
26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете. П Н
27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться. П Н
28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева. П Н
29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает. П Н
30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его. П Н
31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль. П Н
32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль. П Н
33. Детство — это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться. П Н
34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти. П Н
35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину. П Н
36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться. П Н
37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним. П Н
38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев. П Н
39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся. П Н
40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев. П Н
41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер. П Н
42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом. П Н
43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали. П Н
44. Единственное, что можно сказать о печали, — это то, что выражать ее — совершенно нормально. П Н
45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали. П Н
46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить. П Н
47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н
48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н
49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе. П Н
50. Единственное, что можно сказать о гневе, — это то, что выражать его — совершенно нормально. П Н
51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению. П Н
52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н
53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н
54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит. П Н
55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев. П Н
56. В гневе люди себя не контролируют. П Н
57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости. П Н
58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем. П Н
59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать. П Н
60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят. П Н
61. В гневе дети никого не уважают. П Н
62. Когда дети злятся, они забавно выглядят. П Н
63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею. П Н
64. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему. П Н
65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать. П Н
66. Когда мой ребенок злится, моя задача — немедленно это прекратить. П Н
67. Я не придаю большого значения гневу ребенка. П Н
68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно. П Н
69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь. П Н
70. Гневом ничего не добьешься. П Н
71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение. П Н
72. Гнев ребенка очень важен. П Н
73. Дети имеют право испытывать гнев. П Н
74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину. П Н
75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев. П Н
76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать». П Н
77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким». П Н
78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?» П Н
79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять. П Н
80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка. П Н
81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает. П Н
Ключ к методике:
Отвергающий стиль воспитания: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80. Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.
Неодобряющий стиль воспитания: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70. Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.
Невмешивающийся стиль воспитания: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53. Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.
Эмоциональный воспитатель: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81. Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.
Сравните четыре полученных оценки. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны
Интерпретация результатов методики:
Отвергающий родитель
• считает чувства ребенка неважными и несущественными
• не интересуется или игнорирует чувства ребенка
• хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
• для прекращения эмоции часто использует отвлечение
• может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
• считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
• проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
• мало знает о своих и чужих эмоциях
• чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции
• боится выпустить эмоции из-под контроля
• больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
• считает отрицательные эмоции вредными
• считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
• не знает, что делать с эмоциями ребенка
• видит в эмоциях ребенка требование все исправить
• считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
• считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
• минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
• не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся
Влияние стиля на детей:
дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.
Неодобряющий родитель
Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно.
Неодобряющий родитель:
• судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
• совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
• подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
• делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
• считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
• считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
• считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
• считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
• считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
• считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
• считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
• озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших
Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.
Невмешивающийся родитель
• свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
• предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
• мало рассказывает, как нужно себя вести
• не помогает ребенку справиться с эмоциями
• все разрешает; не устанавливает ограничений
• не помогает детям решать проблемы
• не учит детей способам решения проблем
• считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
• считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики;высвободите эмоции — и работа сделана
Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.
Эмоциональный воспитатель
• расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
• легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
• осознает и ценит собственные эмоции
• считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
• чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
• не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
• уважает эмоции ребенка
• не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
• не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
• не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
• использует эмоциональные моменты, чтобы:
— выслушать ребенка
— посочувствовать и успокоить его словами и лаской
— помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
— предложить варианты урегулирования эмоций
— установить границы и научить приемлемому выражению
— выработать навыки решения проблем
Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.
Тест взят из книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Авторы: Джон Готтман, Джоан Декклер.